Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 яндекс-деньги.

четверг, 15 мая 2014 г.

Рок-опера

Комитет против пыток разбирается с разгоном панк-концерта

В нижегородское представительство общественной организации «Комитет против пыток» (КПП) обратились участ­ники панк-рок-концерта, организованного 9 Мая. Они заявили, что сотрудники полиции без объяснения причин и составления протоколов разогнали порядка 130 человек, используя дубинки и электрошокеры. Организаторы уверены, что таким образом полиция активизировала работу с неформальными организациями — концерты разгоняют третий раз за год. Правозащитники говорят, что панк-рокеры «попали под пресс», так как их «легко выдать за экстремистов». В МВД проводят проверку по факту случившегося.



О том, что произошло на концерте в клубе «Станок» 9 Мая, „Ъ“ рассказал один из организаторов мероприятия Иван Воронцов. Концерт был приурочен к окончанию организованного самими участниками турнира по мини-футболу, который проходил на стадионе «Радий» в Нижнем Новгороде на майские праздники и собрал порядка 300 человек, в том числе из соседних регионов. Во время финального матча на стадионе появились «хмурые сотрудники в штатском», которые фотографировали «всех подряд», Иван Воронцов уверен, что это были оперативники центра по противодействию экстремизму (центр «Э») областного ГУ МВД. А уже около полуночи в клубе, где на концерт групп «Tell your mother», «Операция: алмазное бикини», «Панк-фракция красных бригад», «Танцуйте! Это ограбление» и «Поспишь потом» собралось около 130 человек, появились люди в масках.

«Я увидел, как к нам подъезжают три полицейских ПАЗика, из которых выскакивают 50–60 бойцов БСН, — рассказал Иван Воронцов. — Люди тут же стали разбегаться, начались задержания, в том числе и с применением спецсредств: кого-то били дубинками, кого-то электрошокерами. Сначала всех уложили, потом расставили по стенкам, начали досматривать. Обыскивали, даже с собаками, но ничего ни у кого не нашли. Затем людей стали гонять в автобусы, где их фотографировали, переписывали паспортные данные». «На концерте было много приезжих, поэтому в автобусах полицейские интересовались о цели визита в город. Но были и неожиданные вопросы — например, просили сформулировать свою позицию по Украине», — рассказал один из участников концерта. Всего, по подсчетам организаторов, таким образом опросили около 40 человек. После двухчасового разбирательства всех отпустили. Обвинений никому не предъявляли, протоколы не составлялись. «Со мной, как и с другими организаторами, никто не разговаривал, нам ничего не объяснили. Налетели, избили, уложили на землю и уехали», — говорит Иван Воронцов. По его словам, «эти события начинают носить системный характер»: первый раз концерт разогнали летом 2013 года, второй — в феврале этого. «Моя версия такова, что нашим полицейским приходит сверху какая-то бумага о том, что надо усилить контроль за молодежными неформальными движениями. А у нас профилактическую работу могут проводить только так: приехать и всех уложить. Нездоровая реакция на проявление самостоятельности. Когда ты делаешь все самостоятельно, никому не платишь, тут же появляются люди, которые пытаются все это завернуть», — уверен Иван Воронцов.

В ГУ МВД по Нижегородской области рассказали, что в ночь с 9 на 10 мая в «одном из так называемых клубов» проводилось «оперативно-профилактическое мероприятие». «Сотрудники полиции проверяли оперативную информацию о возможном проведении акции экстремистского характера. Часть зрителей была доставлена в отдел полиции, где с молодыми людьми провели профилактические беседы о недопустимости совершения правонарушений и преступлений, в том числе экстремистского характера. После проведения беседы участников концерта отпустили», — сообщили в пресс-службе ГУ МВД. В пресс-центре МВД России на запрос „Ъ“ ответили, что по указанным фактам проводится проверка. По информации источника в правоохранительных органах, участ­ники концерта, с которыми беседовали оперативники, были сильно пьяны.

По мнению инспектора отдела расследований КПП Альберта Кузнецова, в Нижнем Новгороде «идет целенаправленное притеснение конкретной субкультуры»: «Причина — в легкой статистике. Панк-рокеры выглядят так, что сотрудникам центра „Э“ легко их выдать за тех самых экстремистов. Таким образом они фальсифицируют статистику для начальства и оправдывают свое существование». «Правоохранительные органы пользуются правовой безграмотностью своих оппонентов, которых к тому же легко запугать. Поэтому, несмотря на то, что нарушается право на свободу собраний, которая гарантируется нам ст. 31 Конституции РФ, полицейским все легко сходит с рук», — говорит правозащитник. Сейчас по жалобе участников концерта юристы КПП готовят материалы для подачи в органы следствия.

Антон Прусаков