Член Нижегородского гражданского совета правозащитник Станислав Дмитриевский направил на имя прокурора Нижегородской области Кожевникова, прокурора Нижнего Новгорода Никонова, начальника УФСБ по Нижегородской области Назарова и др. обращение с требованием принять незамедлительные меры по обеспечению безопасности гражданских, политических и общественных активистов Нижнего Новгорода.
Поводом для написания данного обращения послужила развязанная против гражданских и политических активистов города «систематическая кампания террора». У Нижегородского гражданского совета не вызывает сомнений тот факт, что «данная кампания либо прямо инспирирована представителями правоохранительных органов, либо, по меньшей мере, проводится при их благожелательном попустительстве».
«Концентрация актов насилия, увеличение частоты деяний, сопряженных с угрозами в адрес членов организации а также третьих лиц, случайно оказавшихся рядом с объектами кампании терроризирования, свидетельствует о том, что все они находятся в условиях смертельной опасности», - отмечается в обращении.
Прокурору Нижегородской области
Кожевникову Константину Михайловичу
Заместителю Генерального прокурора РФ,
начальнику управления
Генеральной прокуратуры России по ПФО
Зайцеву Сергею Петровичу
Прокурору Нижнего Новгорода
Никонову Владимиру Александровичу
Начальнику УФСБ по Нижегородской области
Назарову Валерию Викторовичу
Начальнику ГУ МВД по Нижегородской области
Шаеву Ивану Михайловичу
С копией для информации -
Министру внутренних дел РФ
Нургалиеву Рашиду Гумаровичу
Господа,
От имени Нижегородского Гражданского Совета, ряда общественных организаций Нижнего Новгорода и от себя лично я обращаюсь к вам с требованием принять незамедлительные и эффективные меры по обеспечению безопасности гражданских, политических и общественных активистов города Нижнего Новгорода.
За последнее время как Нижегородский гражданский совет, являющийся координационным органом гражданских и политических активистов Нижнего Новгорода, так и его участники столкнулись с многочисленными фактами угроз жизни и безопасности. Регулярные обращения в правоохранительные и следственные органы не привели к должной реакции на сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях.
4 февраля 2012 года, после окончания митинга «За честные выборы», в кафе Штолле (ул.Алексеевская, 1а), был похищен представитель Объединенного Гражданского Фронта Николаев Николай Дмитриевич. Похитители, представившиеся сотрудниками ФСБ, затолкали Николаева в машину «Волга», где похищенный был избит. После этого его довезли до пл. Свободы, и там выбросили из автомобиля. Процесс похищения был зафиксирован на видеокамеры журналистов, позднее по видеозаписи среди похитителей были опознаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по Нижегородской области. Сообщение о преступлении было направлено в СУ СК по Нижегородскому району. Не смотря на то, что преступление было совершено в условиях очевидности, уголовное дело по данному факту до сих пор не возбуждено, круг подозреваемых не установлен.
19 февраля возле своего дома был избит участник Нижегородского Гражданского Совета Алексей Садомовский. Нападение было осуществлено перед началом автопробега "Белые улицы", нападавшие подъехали на автомобиле, номер которого был в тот же день передан в следственные органы. О ходе расследования по данному факту ничего не известно, потерпевшим Алексей Садомовский признан не был. В этот же день, у организатора автопробега Александра Виноградова были изрезаны шины его личного автомобиля.
29 февраля по месту проживания Анны Эдуардовны Степановой были расклеены листовки с угрозой физической расправы. В день выборов Президента РФ, 4 марта, телефоны десятков участников НГС и штаба наблюдателей были подвергнуты массированной dos-атаке.
После разгона мирного шествия 10 марта, в ходе которого было задержано более восьмидесяти участников, правоохранительные органы допустили серьезные нарушения прав задержанных, в том числе незаконное лишение свободы, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение в течение всего периода нахождения под стражей, отказ, вопреки требованиям Федерального закона Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», допустить к задержанным членов Общественной наблюдательной комиссии и т.д. Как установил Советский районный суд (см. Решение федерального судьи М.А. Лазаревой по делу No. 12-82/2012 от 17 марта 2012 г.), в отношении Станислава Дмитриевского, который более двух суток содержался под административным арестом, дело об административном правонарушении не было даже возбуждено! Межрегиональная общественная организация Комитет против пыток своевременно уведомила органы прокуратуры о допущенных нарушениях и потребовала принять меры прокурорского реагирования, а также дать правовую оценку действиям сотрудников полиции по итогам публичного мероприятия 10 марта в Нижнем Новгороде. Никаких мер до сих пор не принято.
2 марта 2012 года полуподвал частного дома по адресу Нижний Новгород, ул. Студеная, 39, принадлежащий Кармазиной Елене Львовне, который арендует член оргкомитета Нижегородского Гражданского Совета Станислав Дмитриевский и в котором регулярно проходят собрания Нижегородского Гражданского Совета, подвергся нападению. Входная дверь в помещение была залита оранжевой краской, а стекло выбито кирпичом. Хозяйка квартиры вызвала полицию по телефону, однако по вызову никто не приехал.
3 марта 2012 года Елена Кармазина обнаружила на входной двери в полуподвал своего дома записку следующего содержания: «Сообщаем, что в Средневековье ЧУМУ лечили СОЖЖЕННИЕМ на костре!!!!!!!!!!!!!!!!! Это место спасет инквизиция!!!!!!!!!!!!!». Елена Кармазина немедленно обратилась в полицию по телефону. Однако, полиция отказалась выезжать на ее вызов. 5 марта 2012 Станислав Дмитриевский сообщил о данном факте замначальнику ГУ МВД по Нижегородской области полковнику Андрею Шмонину во время пресс-конференции, попросил считать свое выступление сообщением о преступлении, передал листовку с угрозами и телефонный номер Кармазиной. Несмотря на то, что Шмонин в присутствии представителей СМИ гарантировал принятие необходимых мер, никакой реакции со стороны сотрудников МВД не воспоследовало.
22 марта 2012 года, в 18 часов, перед самым началом очередного собрания НГС, в офис по адресу Студеная, 39 пришли сотрудники полиции и заявили, что в здании заложена бомба. К дому было стянуто большое количество полицейских машин, саперов МЧС, пожарной техники. В ходе проверки здания взрывного устройства обнаружено не было.
Отказ полиции действовать привел к тому, что 24 марта, около 23.20, была произведена попытка поджога данного здания. Главный фасад был облит бензином, бутылками с зажигательной смесью (они были брошены на месте происшествия) были разбиты стекла двух окон полуподвала. Поджигателя спугнул сын хозяйки дома, и преступник скрылся с места происшествия. В момент попытки поджога в данном деревянном дом находилось четверо детей в возрасте до 12 лет. Следственная группа прибыла на место происшествия через четыре с половиной часа с момента звонка в полицию. Прибывшие полицейские на словах расценили попытку поджога в качестве мелкого акта порчи имущества.
В ночь на 27 марта неизвестные атаковали квартиру, в которой проживает активист «Другой России», участник Нижегородского гражданского совета Юрий Староверов. Камнями были разбиты балконные стекла в гостиной и стекла окон спальни. Кидали с такой силой, что камень, долетев до второго этажа и пробив стекло в спальне, попал в стоящий на столе у окна компьютер. Ранее Староверову неоднократно угрожали сотрудники Центра по противодействию экстремизму, в том числе и его руководитель - подполковник Алексей Трифонов.
Изложенные факты дают основание полагать, что против гражданских и политических активистов Нижнего Новгорода развязана систематическая кампания террора, целью которой является воспрепятствование их законной общественной и политической деятельности. Данная кампания либо прямо инспирирована представителями правоохранительных органов, либо, по меньшей мере, проводится при их благожелательном попустительстве. Этот вывод напрашивается в связи с тем, что эффективного расследования данных преступлений не проводится, преступники до сих пор пользуются полной безнаказанностью и свободой рук.
Это вынуждает нас обратиться к вам с требованием обеспечить исполнение Российской Федерацией позитивных обязательств по обеспечению права на жизнь и неприкосновенность жилища, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Особую тревогу вызывает уровень опасности в отношении Станислава Дмитриевского и членов его семьи, Ильи Шамазова и членов его семьи, Юрия Староверова и членов его семьи, Анны и Сергея Кузнецовых и Анны Степановой и членов их семей. Данные активисты проживают на первых и вторых этажах жилых домов, и в их отношении наиболее вероятны дальнейшие акты терроризирования.
Концентрация актов насилия, увеличение частоты деяний, сопряженных с угрозами в адрес членов организации а также третьих лиц, случайно оказавшихся рядом с объектами кампании терроризирования, свидетельствует о том, что все они находятся в условиях смертельной опасности. Угроза опасности для их жизней, а также жизней третьих лиц может и должна быть предотвращена действиями российских властей, что составляет основу позитивных обязательств Российской Федерации по обеспечению права на жизнь (Статья 2 Конвенции), частной жизни и жилища (Статья 8 Конвенции), а также нормальному функционированию общественной организации (Статья 11 Конвенции).
Обращения по этому поводу направлены всем ответственным лицам правоохранительных органов Нижегородской области и города Нижний Новгород, а также предоставлены вниманию министра внутренних дел РФ.
В случае непринятия конкретных мер по расследованию уже совершенных преступлений, а также предотвращению новых, мы оставляем за собой право обращения в Европейский Суд по правам человека по экстренной процедуре.
Станислав Дмитриевский